Глава VII: Правильное сосредоточение (Samma Samadhi)

30.10.2010

Восьмой фактор пути — правильное сосредоточение, на пали — samma samadhi. Сосредоточение означает усиление психического фактора, присутствующего в каждом состоянии сознания. Этот фактор, однонаправленность сознания (citt’ekaggata), выполняет функцию объединения других психических факторов в процессе познания. Именно этот фактор ответственен за индивидуирующий аспект сознания, он обеспечивает направленность каждой читты или действия ума на определенный предмет. В любой отдельный момент сознание что-нибудь познает — образ, звук, запах, вкус, прикосновение или психическое образование. Фактор однонаправленности объединяет сознание и сопутствующие сознанию факторы в деятельности познания предмета, и в тоже время направляет все составляющие познавательного акта на предмет. Однонаправленность ума объясняет факт наличия в любом акте сознания некоей центральной точки, фокуса, относительно которого в чувственных данных выделяется периферия и внутреннее ядро.

Однако samadhi — это только определенный вид однонаправленности, самадхи не тождественно однонаправленности вообще. Гурман, приступающий к трапезе, убийца, собирающийся лишить жизни свою жертву, солдат на поле боя — все они действуют сосредоточенно, но их сосредоточенность нельзя охарактеризовать как самадхи. Самадхи — это исключительно благая однонаправленность, сосредоточенность в благом состоянии сознания. Диапазон даже уже — самадхи означает не любую форму благой сосредоточенности, но только прочное сосредоточение, происходящее от намеренной попытки привести ум к более высокому, более чистому уровню осознания.

Комментарии определяют самадхи как правильное и невозмутимое центрирование сознания на предмете. Самадхи, как благое сосредоточение, собирает вместе обычно рассеянный и рассредоточенный поток психических состояний, вызывает внутреннее объединение. Двумя особенностями, отличающими сосредоточенное сознание от несосредоточенного, являются — непрерывная внимательность к предмету и, являющееся следствием этого, успокоение психических функций. Сознание, не обученное сосредоточению, движется беспорядочно, Будда сравнивает это движение с тем, как рыба, вытащенная из воды, бьётся на берегу. Сознание не может оставаться постоянным, оно мечется от идеи к идее, от мысли к мысли, лишенное внутреннего контроля. Такое беспокойное сознание также является и заблуждающимся. Ум, ошеломленный тревогами и заботами, являющийся вечной жертвой загрязнений, видит вещи только отрывочно, они искажены рябью случайных мыслей. Но ум, обученный сосредоточению, напротив, может оставаться сосредоточенным на своём предмете, не отвлекаясь. Затем свобода от отвлечения приводит сознание к плавности и ясности, которые делают сознание эффективным инструментом проницательности. Как озеро, не тревожимое ветром, сосредоточенное сознание служит зеркалом, которое отражает то, что перед ним поместили, точно таким, как оно есть.

Развитие сосредоточения.

Сосредоточение может быть развито с помощью двух методов — либо оно является целью системы практики, направленной непосредственно на достижение глубокого сосредоточения, уровней поглощенности; либо оно является побочным результатом пути, порождающего прозрение. Первый метод называется развитием спокойствия (samatha-bhavana), второй — развитием прозрения (vipassana-bhavana). Оба пути требуют выполнения определенных предварительных условий: моральная дисциплина должна быть очищена, различные помехи должны быть отсечены, практикующий должен отыскать подходящую инструкцию (желательно получить её от личного учителя), должен пребывать в месте, пригодном для практики. После того, как эти предварительные условия выполнены, практикующий путь спокойствия получает предмет медитации, нечто, используемое при развитии сосредоточения в качестве точки фокуса.

Если у практикующего есть компетентный учитель, этот учитель наверняка назначит ему предмет, соответствующий темпераменту практикующего. Если у него нет учителя, он должен будет выбрать предмет сам, возможно, после ряда экспериментов. В руководствах по медитации перечисляются сорок предметов медитации спокойствия, называемых «областями деятельности» (kammatthana), с ними медитирующий осуществляет практику. Эти сорок могут быть перечислены следующим образом:

десять kasina
десять непривлекательных предметов (dasa asubha)
десять памятований (dasa anussatiyo)
четыре возвышенных состояния (cattaro brahmavihara)
четыре бесформенных состояния (cattaro aruppa)
одно восприятие (eka sañña)
один анализ (eka vavatthana).

Kasina — это способы представления определенных базовых качеств. Четыре из них представляют собой первичные элементы — землю, воду, огонь и воздух; следующие четыре представляют цвета — синий, желтый, красный и белый; две следующие — kasina света и пространства. Каждая kasina — это конкретный предмет, представляющий символизируемое им качество. Так, kasina земли может быть диском, наполненным глиной. При развитии сосредоточения на касине земли медитирующий устанавливает диск перед собой, фиксирует на нем взгляд, и созерцает «земля, земля». Подобный метод используется и с другими kasina.

Десять «непривлекательных предметов» — это трупы на разных стадиях разложения. Это похоже на созерцание распада тела при внимательности к телу, и действительно — в древности места кремации рекомендовались как наиболее подходящие для обоих занятий. Но акценты двух этих медитаций — различны. При упражнении внимательности упор делается на рефлексии, образ разлагающегося трупа служит стимулом для размышления о собственной смерти и распаде. При сосредоточении же рефлексия не приветствуется. Упор делается на однонаправленную психическую фиксацию на предмете, чем меньше мыслей — тем лучше.

Десять памятований разнородны по составу. Первые три — это благочестивые медитации на качествах Трех Драгоценностей — Будды, Дхаммы и Сангхи; в качестве их основы используют стандартные формулировки из сутт. Следующие три также связаны с древними доктринами — это медитации на нравственности, щедрости и собственных потенциально богоподобных качествах. Далее следует памятование о смерти, созерцание непривлекательной природы тела, внимательность к дыханию, и, наконец, памятование о мире, дискурсивная медитация на Ниббане.

Четыре возвышенных состояния или «божественные обители» — это направленные вовне социальные установки — любящая доброта, сострадание, сочувствующая радость и беспристрастность — развиваемые посредством их излучения, диапазон которого постепенно расширяется, до тех пор, пока они не станут охватывать всех живых существ. Четыре бесформенных состояния это основы сосредоточения для достижения глубоких уровней поглощенности: основа бесконечного пространства; основа бесконечного сознания, основа отсутствия, основа ни-восприятия-ни-не-восприятия. Как предметы медитации они становятся доступны только тем, кто уже опытен в сосредоточении. «Одно восприятие» — это восприятие омерзительности пищи, предмет размышления, призванный уменьшить привязанность к удовольствиям вкуса. «Один анализ» созерцание тела в терминах четырех основных элементов, которые уже обсуждались в главе о правильной внимательности.

Когда наличествует такое множество предметов медитации, стремящийся медитировать, не имея учителя, может испытывать сложности с выбором. Руководства подразделяют сорок предметов в соответствии с их пригодностью для разных типов личности. Так, непривлекательные предметы и созерцание частей тела считаются наиболее подходящими для людей чувственного типа, медитация любящей доброты лучше всего подходит для тех, в ком сильна ненависть, медитация на качествах Трех Драгоценностей наиболее результативна для набожных людей и т.д. Но в практических целях, новичкам в медитации можно посоветовать начать с простого предмета, который помогает ослабить дискурсивное мышление. Психическое отвлечение, вызванное беспокойством и рассеянными мыслями — это общая проблема для людей, принадлежащих к любому из типов характера; так что человек любого темперамента может извлечь пользу, работая с предметом, который способствует замедлению и успокоению мыслительного процесса. Предмет, обычно рекомендуемый в связи с его эффективностью в очищении ума от бессвязных мыслей — это внимательность к дыханию, её советуют как подходящий предмет и новичкам, и опытным практикам, ищущим прямой путь к глубокому сосредоточению. Когда ум установится, а совокупность мыслей станет более доступна для наблюдения, для решения особых проблем, возникающих в медитации, можно использовать другие предметы: медитация любящей доброты может использоваться для противодействия гневу и недоброжелательности, созерцание частей тела — для ослабления чувственной страсти, памятование о Будде содействует вере и преданности, размышления о смерти — пробуждению чувства безотлагательности. Способность выбора предмета, соответствующего ситуации, требует умения, но умение это развивается по мере практики, часто просто методом проб и ошибок.

Этапы сосредоточения

Сосредоточение не достигается сразу, а развивается в несколько этапов. Чтобы охватить в своём описании все этапы сосредоточения, мы рассмотрим случай медитирующего, который проследует путём медитации спокойствия от начала и до конца, и будет продвигаться гораздо быстрее, чем это может сделать обычный медитирующий.

Получив предмет медитации от учителя, или выбрав его самостоятельно, медитирующий удаляется в тихое место. Он принимает надлежащую медитационную позу — ноги удобно скрещены, верхняя часть тела выпрямлена, руки сложены одна на другой на коленях, голова устойчива, рот и глаза закрыты (если не используется касина или другой визуальный предмет), дыхание течет естественно и размеренно, через ноздри. Затем он сосредотачивает свой ум на предмете и старается удержать его там прочно и бдительно. Если ум блуждает, он быстро это замечает, ловит его и возвращает назад к предмету — мягко, но решительно, он делает это снова и снова, так часто, как необходимо. Этот начальный этап называется предварительным сосредоточением (parikkamma-samadhi), а предмет — предварительным образом (parikkamma-nimitta).

Когда первоначальное волнение стихает, и ум начинает устанавливаться в практике, возможно проявление пяти помех. Иногда они проявляются как мысли, иногда в виде образов, иногда как навязчивые эмоции: всплески желания, гнева и возмущения, тяжесть ума, волнение, сомнения. Помехи представляют собой серьезное препятствие, но их можно преодолеть при помощи терпения и устойчивого усилия. Чтобы одолеть помехи, медитирующий должен быть умелым. Иногда, когда некая помеха становится особенно сильна, он, возможно, отложит свой основной предмет медитации и обратится к другому, прямо противоположному помехе. Иногда он будет упорно держаться основного предмета, несмотря на препятствия в пути, возвращать к нему свой ум снова и снова.

По мере того, как он стремится вперед по пути сосредоточения, его усилия приведут в действие пять психических факторов, которые будут ему полезны. Эти факторы время от времени присутствуют и в обычном ненаправленном сознании, но разрозненно, так что не играют особой роли. Однако, приведенные в действие медитативной работой, эти пять факторов набирают силу, объединяются друг с другом и направляют ум к самадхи, которое они будут определять как «факторы джханы», факторы поглощенности (jhananga). Обычно их перечисляют как: начальное приложение ума (vitakka), устойчивое приложение ума (vicara), восторг (piti), счастье (sukha) и однонаправленность (ekaggata).

Начальное приложение выполняет работу направления ума к предмету. Оно овладевает умом, поднимает его и вгоняет в предмет подобно тому, как в доску вбивают гвоздь. Когда это сделано, устойчивое приложения ума закрепляет ум на предмете, удерживая его там посредством его исследовательской функции. Можно прояснить разницу между этими двумя факторами так: начальное приложение сравнимо с ударом по колоколу, устойчивое приложение — со звоном колокола. Восторг, третий фактор, это радость и удовольствие, сопровождающие надлежащий интерес к предмету, а счастье, четвертый фактор, это приятное чувство, которое, сопровождающее успешное сосредоточение. Поскольку восторг и счастье имеют сходные качества, их, как правило, путают друг с другом, но эти два фактора не идентичны. Различие между ними иллюстрируется сравнением восторга с радостью, которую испытывает усталый путник в пустыне, когда видит вдалеке оазис, и счастья — с тем удовольствием, которое он испытывает, напившись из водоёма и отдыхая в тени. Пятый и последний фактор поглощенности — однонаправленность, чья ключевая функция заключается в объединении ума [в сосредоточении] на предмете. (см. Vism. IV, 88-109)

Когда сосредоточение развито, эти пять факторов проявляются и противодействуют пяти помехам. Каждый фактор поглощенности противодействует конкретной помехе. Начальное приложение ума, посредством его функции подъёма ума к предмету, противостоит вялости и сонливости. Устойчивое приложение, привязывая ум к предмету, изгоняет сомнения. Восторг не даёт проявиться недоброжелательности, счастье исключает беспокойство и тревогу, однонаправленность противостоит чувственному желанию, самому притягательному отвлекающему побуждению. Таким образом, с усилением факторов поглощенности помехи постепенно ослабевают и утихают. Они еще не искоренены — искоренить их можно только с помощью мудрости, это третий раздел пути — но они истощаются до состояния неподвижности и не могут нарушить дальнейший ход сосредоточения.

В то время как помехи заглушаются изнутри факторами джханы, со стороны предмета тоже происходят определенные изменения. Первоначальный предмет сосредоточения, предварительный образ, это явный физический объект; в случае касины — это диск, представляющий выбранный элемент или цвет, в случае внимательности к дыханию — это осязательные ощущения дыхания и т.д. Но по мере упрочнения сосредоточения, исходный предмет даёт начало другому, называемому «усвоенным образом» (uggaha-nimitta). В случае касины, это будет мысленный образ диска, видимый в уме так же чётко, как видим глазами исходный предмет; в случае дыхания, это будет послеобраз осязательных ощущений, возникающих при движении потока воздуха через ноздри.

Когда появляется усвоенный образ, медитирующий оставляет предварительный образ и фиксирует своё внимание на этом новом предмете. В своё время из усвоенного образа возникнет и ещё один предмет. Этот предмет, называемый «дополняющий образ» (patibhaga-nimitta), представляет собой очищенный мысленный образ, который намного яснее и четче, чем усвоенный образ. Усвоенный образ сравним с луной, скрытой облаками, дополняющий образ — с луной, освобожденной от облаков. Одновременно с появлением дополняющего образа, пять факторов поглощенности пресекают пять помех, и ум входит в состояние сосредоточения, называемое «upacara-samadhi«, сосредоточение доступа. Здесь, в сосредоточении доступа, ум вплотную приближается к поглощенности. Он вошел в «окрестности» (возможное значение upacara) поглощенности, но полное погружение в предмет, определяющая характеристика джханы, всё ещё требует большой работы.

При дальнейшей практике факторы сосредоточения набирают силу и приводят ум к поглощенности (appana-samadhi). Как и при сосредоточении доступа, в качестве предмета в джхане используется дополняющий образ. Эти два этапа сосредоточения не различаются ни отсутствием препятствий, ни использованием дополняющего образа — это общие черты обоих. Различаются же они силой факторов джханы. В сосредоточении доступа факторы джханы присутствуют, но им не хватает силы и прочности. На этом этапе ум сравнивают с ребенком, который ещё только учится ходить: он делает несколько шагов, падает, поднимается, проходит ещё немного, падает снова. А ум в состоянии поглощенности подобен человеку, который хочет идти: он просто встаёт — и идёт прямо и уверенно.

На этапе поглощенности сосредоточение подразделяется на восемь уровней, каждый следующий из которых более глубок, чист и утончен, чем предшествующий. Первые четыре образуют группу, называемую четырьмя джханами, это слово лучше оставить непереведенным из-за отсутствия подходящего эквивалента, примерно же его можно перевести как «медитативная поглощенность». (Такие распространенные интерпретации как «транс», «погружение» вводят в заблуждение, от них следует отказаться) Следующие четыре также образуют группу — четыре бесформенных состояния (aruppa). Все восемь уровней должны быть достигнуты последовательно, достижение любого следующего уровня зависит от освоения уровня, который ему непосредственно предшествует.

Четыре джханы составляют обычное определение правильного сосредоточения. Будда говорит так:

А что такое, монахи, правильное сосредоточение? При сём, отъединившись от чувственных удовольствий, отъединившись от неблагих состояний, монах входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается начальным и устойчивым приложением ума и наполнена восторгом и счастьем, происходящим от отъединения.

Затем, с утишением начального и устойчивого приложения ума, достигнув внутренней непоколебимости и объединения ума, он входит и пребывает во второй джхане, которая свободна от начального и устойчивого приложения ума, но наполнена восторгом и счастьем, происходящими от сосредоточения.

С затуханием восторга, он пребывает в беспристрастности, внимательный и ясно осознающий; и он переживает в себе то, о чем благородные говорят: «Счастливо живет тот, что беспристрастен и внимателен» — так он входит и пребывает в третьей джхане.

С отказом от удовольствия и боли, которому предшествует исчезновение радости и горя, он входит и пребывает в четвертой джхане, в которой нет ни удовольствия, ни боли, а чистота внимательности обусловлена беспристрастностью.

Это, монахи, и есть правильное сосредоточение.

Джханы различаются по составляющим их факторам. Первая джхана основывается на исходном наборе пяти факторов поглощенности: начальное приложение, устойчивое приложение, восторг, счастье, однонаправленность. После достижения первой джханы, медитирующему рекомендуется овладеть ею. С одной стороны, он не должен впадать в самодовольство в связи со своим достижением и не пренебрегать практикой; с другой — он не должен становиться слишком самонадеянным, стремясь достичь следующей джханы. Чтобы освоить джхану, он должен входить в неё повторно и совершенствовать свой навык в этом до тех пор, пока он не сможет достигать её, оставаться в ней, выходить из неё, оценивать её без каких бы то ни было проблем или трудностей.

После овладения первой джханой, медитирующий приходит к выводу, что его достижение имеет определенные недостатки. Хоть джхана, безусловно, сильно превосходит обычное чувственное сознание, более спокойна и блаженна, она всё еще близка к чувственному сознанию и не вполне удалилась от помех. Кроме того, два из её факторов — начальное и устойчивое приложение ума, временами кажутся довольно грубыми, не такими утонченными как остальные факторы. Тогда медитирующий возобновляет своё упражнение в сосредоточении с намерением преодолеть начальное и устойчивое приложение. Когда его способности созревают, эти два фактора ослабевают, и он входит во вторую джхану. Эта джхана содержит только три составляющих фактора: восторг, счастье и однонаправленность. Также она содержит и ряд других компонентов, наиболее заметным из которых является непоколебимость ума.

Во второй джхане ум становится более спокойным и объединен основательнее, но даже это состояние представляется грубым, когда оно освоено — поскольку оно содержит восторг, волнующий фактор, приводящий к возбуждению. Так что медитирующий снова пересматривает ход своей тренировки, на этот раз он решает преодолеть восторг. Когда восторг угасает, он входит в третью джхану. Здесь присутствуют только два фактора поглощенности, счастье и однонаправленность, в то же время преобладать начинают другие дополнительные состояния, прежде всего внимательность, ясное понимание и беспристрастность. Но все-таки, медитирующий видит, что и это достижение имеет недостатки, поскольку содержит чувство счастья, которое сравнительно грубее нейтрального чувства, чувства, которое ни приятно, ни тягостно. Итак, он стремится превзойти даже возвышенное счастье третьей джханы. Когда ему это удается, он входит в четвертую джхану, которая определяется двумя факторами — однонаправленностью и нейтральным чувством — и благодаря высокой степени беспристрастности, характеризуется особо чистой внимательностью.

За четырьмя джханами следуют четыре бесформенных состояния, уровни поглощенности, в которых ум превосходит даже тончайшее восприятие образов, которое иногда может сохраняться в джханах. Бесформенные состояния достигаются не совершенствованием психических факторов, как это происходит в джханах, а совершенствованием предметов, посредством замены сравнительно грубых предметов сосредоточения более тонкими. Четыре достижения именуются в соответствии с предметами: основа бесконечного пространства, основа бесконечного сознания, основа отсутствия, основа ни-восприятия-ни-не-восприятия. (akasanañcayatana, viññanañcayatana, akiñcaññayatana, n’eva-sañña-nasaññyatana) Эти состояния представляют уровни сосредоточения настолько тонкие и труднодоступные, что они ускользают от четкого словесного объяснения. Последний из четырех уровней — это вершина психического сосредоточения; это абсолютная, максимальная степень объединённости, доступная сознанию. Но даже этим уровням поглощенности, достигнутым путём медитации спокойствия, хоть они и возвышенны, всё-таки не хватает мудрости прозрения, и поэтому они не достаточны для достижения освобождения.

Виды сосредоточения, обсуждавшиеся ранее, возникают путём фиксации ума на одном предмете в ущерб остальным предметам. Но кроме этого есть и другой вид сосредоточения, который не обуславливается ограничением диапазоны осознанности. Он называется «мгновенное сосредоточение» (khanika-samadhi).Развивая мгновенное сосредоточение, медитирующий не пытается намеренно исключать всё множество явлений из области своего внимания. Вместо этого он просто направляет внимание на изменяющиеся состояния ума и тела, замечая любые присутствующие явления; задача здесь — поддерживать непрерывную осознанность всего, что входит в область восприятия и ни за что не цепляться. По мере практики, сосредоточение становится сильнее в каждый следующий миг — до тех пор, пока оно не становится однонаправленным на постоянно изменяющийся поток событий. Несмотря на то, что предмет изменяется, психическая объединённость остаётся прочной, и со временем приобретает силу, способную подавлять помехи до степени, равнозначной сосредоточению доступа. Это изменчивое, подвижное сосредоточение развивается в практике четырех основ внимательности, предпринимаемой в рамках пути прозрения; при достаточной силе оно приводит к прорыву к последнему этапу пути, возникновению мудрости.

Это перевод главы из книги Bhikkhu Bodhi «The Noble Eightfold Path. The Way to the End of Suffering»
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии.
В остальном, права принадлежат автору оригинала.

rev.1 — 31.10.2010

Метки: , , , , ,
ae опубликовал в рубрике Bhikkhu Bodhi, Перевод, Путь к прекращению страдания

Follow comments via the RSS Feed | Оставить комментарий | Trackback URL

Отправить комментарий

Чтобы комментировать - авторизуйтесь.

 


Система Orphus
Следить на Facebook или Twitter
Powered by Wordpress, Theme by Shlomi Noach, openark.org