Вопрос мастерства

30.01.2011

Будда был не из таких учителей, которые просто отвечают на вопросы. Он также учил и какие именно вопросы задавать. Он понимал силу вопросов: они отражают форму пробелов в ваших знаниях и в эту же форму — приемлемо ли это или нет — втискивают ответы, которые, как вы надеетесь, заполнят пробелы. Даже если вы используете верную информацию в качестве ответа на неправильный вопрос, она может принять неправильную форму. Если вы затем используете этот ответ в качестве инструмента, вы обязательно употребите его в неподходящей ситуации и получите неправильный результат.

Вот почему Будда постарался наметить науку о вопросах, показывая, какие вопросы — и в каком порядке — ведут к свободе, а какие — не ведут. В то же время, свои наставления он строил в форме вопросов и ответов, чтобы совершенно ясно обозначить вопросы, на которые он отвечает.

Так что, если вы ищите ответов в наставлениях Будды и хотите извлечь из них наибольшую пользу, сначала вы должны чётко понять, какие вопросы вы для этого используете, и убедиться, что они соответствуют тем вопросам, для ответов на которые эти наставления были предназначены. Тогда ответы не приведут вас к заблуждению.

Рассмотрим, например, наставления о безличности. Многие ученики истолковывали их как ответ Будды на два, наиболее часто задаваемых в истории серьёзного мышления, вопроса: «Кто я?» и «Есть ли у меня истинное «Я «? В свете таких вопросов, кажется, что наставления учат об отсутствии личности, отвечают либо однозначно «нет»: «Личности нет», либо уточнённо «нет»: «Нет независимого «я»». Но однажды, когда Будду в упор спросили, существует ли «я», он отказался отвечать на том основании, что и «да», и «нет» при ответе на этот вопрос приведут к крайним формам неправильных воззрений, которые препятствуют пути к пробуждению. «Да» или уточненное «нет» приведут к привязанности: вы продолжите держаться за чувство «я» как бы вы его ни определили. Безоговорочное «нет» приведет к растерянности и отчуждению, вы почувствуете, что отрицается ваше глубочайшее чувство собственной значимости.

Что касается вопроса «Кто я?» Будда включил его в список тупиковых вопросов, которые приводят к «чаще воззрений, уйме воззрений, искажению, судороге, путам воззрений. Связанные путами воззрений, вы не обретаете свободу от рождения, старения и смерти, от печали, плача, боли, горя и отчаяния». Другими словами, любая попытка ответить на любой из этих вопросов — это неумелая карма, препятствующая пути к настоящей свободе.

Итак, если наставления о «не-я» не предназначены для ответа на эти вопросы, на какие же вопросы они отвечают? На главный вопрос: «Что является умелым?» Действительно, все наставления Будды являются прямыми или косвенными ответами на этот вопрос. Его главное прозрение касалось того, всё наше знание и неведение, всё удовольствие и боль происходят от наших действий, от нашей кармы, так что поиск настоящего знания и настоящего счастья сводится к вопросу мастерства. В этом случае, точный вопрос будет таким: «Является ли самоотождествление умелым?» А ответ — «Лишь до некоторой степени». В тех областях, где для того чтобы действовать умело требуется здоровое чувство «я», разумно сохранять его. Но со временем, по мере того как умелое поведение входит в привычку и вы развиваете большую восприимчивость, вы видите, что самоотождествление, даже самого утонченного толка — вредоносно и тягостно. Вы должны отпустить его.

Итак, как и в любом искусстве, на этом пути к мастерству есть определенные шаги. И поскольку вопрошание является типом кармы, вопросы, которые вы задаете, не только должны касаться проблемы умелости, они также и сами должны быть умелыми, чтобы умело подойти к этой проблеме. Каждый шаг в искусстве Будды определяется набором вопросов, которые сосредотачивают ваше внимание и направляют мышление в наиболее стратегически важном направлении. Действительно, вопросы, которые он рекомендует, можно рассматривать в качестве карты практики: вы начинаете с вопроса о том, что считать «я» и используете эти допущения, чтобы побудить себя действовать всё более и более умело. Только когда вы достигнете соответствующего уровня мастерства, свои вопросы вы направите к переоценке вашего чувства «я», выявляя то, что вы отождествляете с «я» и доказывая, что в действительности вами это не является. Когда иссякнут варианты для самоотождествления, этот процесс потеряет опору — и ум откроется свободе. Так что, если вы поместите наставления о безличности в надлежащий контекст — этот режим вопросов — вы увидите, что это не тупиковый ответ на тупиковый вопрос. Напротив, это передовой инструмент для осуществления освобождении.

Что начать осуществлять тот режим, Будда рекомендует при посещении учителя первым делом спросить его: «Что является умелым? Что является неумелым? Что, если я делаю это, принесет мне долгосрочный вред и страдание? И что, если я это делаю, приведет меня к долговременному благополучию и счастью?» Хотя в двух последних вопросах вводятся понятия «я» и «моё», эти понятия не являются предметом рассмотрения. Основное же внимание уделяется деятельности, развитию умения, использованию вашей обеспокоенности «собой» и «своим благополучием» для направления ваших действий к настоящему счастью.

Ответы Будды на эти предварительные вопросы выглядят как курс выживания в дикой местности. Сначала речь идет о том, что следует делать и чего не следует. Инструктор по выживанию сказал бы вам: «Если на вас нападает лось — бегите. Если медведь — не бегите». Соответствующие «следует» и «не следует» Будды — это десять указаний, касающихся тела, речи и ума. Указания для тела таковы: не убивать, не красть, не вовлекаться в разврат. Для речи: не лгать, не говорить с целью создать разногласия, не говорить оскорблений, не заниматься пустой болтовней. И для ума: отказаться от жадности, отказаться от недоброжелательности, взращивать правильные воззрения. Это ключевые правила Будды для поддержания жизнеспособности вашего счастья, и многие другие его наставления просто развивают десять этих указаний.

Но, как сказал бы и любой инструктор по выживанию, выживание требует большего, чем просто следование руководящим принципам. Вы должны проявлять бдительность по отношению к пробелам, не описанным правилами. Вы должны научиться использовать свои способности наблюдения, воображения и изобретательности, чтобы обнаружить неумелые привычки и разработать новые способы поведения, чтобы заполнить пробелы. Поступая так, вы сможете комфортно жить в лесу, с должным почтением относясь к медведям, лосям и всем другим окружающим вас опасностям, не быть сокрушенными ими.

Это же верно и в отношении искусства Будды: в дополнения к соблюдению запретов и предписаний, вы должны узнать, как искоренить неумелое поведение до такой степени, чтобы стать экспертом во всех областях своей жизни, включая те области, где запреты и предписания не применимы. Есть три корня неумелого поведения: жадность, гнев и заблуждение. Из этих трех, заблуждение является самым коварным, поскольку оно делает вас невосприимчивыми к самому факту существования заблуждения. Единственный способ преодолеть его — непрестанно быть наблюдательным, смотреть на свои действия с точки зрения причин и следствий, оценивая их краткосрочные и долгосрочные последствия как для вас, так и для других людей.

Это, опять же, включает в себя освоение способности задавать правильные вопросы. Каждый раз, когда вы собираетесь действовать, спросите себя: «Это действие, которое я хочу совершить, приведет ли оно к вреду для меня, к вреду для других или обоим видам вреда? Не является ли оно неумелым действием с болезненными последствиями, болезненным результатами?» Если вы предвидите вред, не совершайте это действие. Если не предвидите — продолжите, совершайте его. Действуя, спросите себя, не возникают ли какие-либо непредвиденные вредные последствия? Если возникают — остановитесь. Если нет, продолжайте то, что вы делаете. Когда действие завершено, рассмотрите его действительные краткосрочные и долгосрочные последствия. Если ваши слова или поступки в результате причинили вред, сообщите об этом товарищу, более опытному в осуществлении пути (именно для этого Будда основал Сангху) и выслушайте совет этого человека. Если же неправильное действие было исключительно действием ума, постарайтесь развить неприязнь к мыслям такого рода. В обоих случаях, примите решение никогда не совершать ту же ошибку снова и используйте свою изобретательность, чтобы придерживаться этого решения. Однако если долгосрочные последствия исходного действия оказались безвредны, поддайтесь радости и удовлетворенности пребывания на правильном пути и продолжайте ваше обучение.

Когда вы придерживаетесь такой линии вопрошания, это способствует достижению двух результатов. Во-первых, вы становитесь более точны в своих действиях и более уважительны к их последствиям — как сейчас, так и с течением времени. В отличие от ребенка, который говорит: «Оно уже было сломано, когда я на него наступил», вы осознаёте, когда ломаете что-нибудь — физически или психически — и когда не ломаете. В то же время, вы достигаете совершенного владения системой причин и следствий. У вас всё лучше и лучше получается обращаться с вещами так, чтобы не ломать их. Это, в свою очередь, способствует приобретению здорового чувства «я», опирающегося на умелость и компетентность. Ваше «я» становится достаточно добродушным, чтобы свободно признавать ошибки; достаточно зрелым, чтобы извлекать из них уроки; достаточно проворным, чтобы замечать непосредственные последствия ваших действий и, в то же время, достаточно терпеливым, чтобы стремиться к долгосрочным целям. Уверенное в своих способностях к наблюдательности, это «я» также имеет и достаточно смирения, чтобы извлекать уроки из опыта и советов других людей.

Эти два результата — чувствительность к результатам ваших собственных действий и чувство дееспособности «я» — позволяют вам установиться в прочном, дающем поддержку психическом сосредоточении. Вы преодолеваете препятствие неуверенности в том, что является умелым и неумелым, и способны теперь развить умелые качества, необходимые для собранности ума. Когда вы совершенствуетесь в собранности, случается интересная вещь: ваша чувствительность к действиям и ваше чувство «я» сталкиваются лицом к лицу. Вы начинаете видеть «я» не как сущность, а как деятельность, процесс создания «я» и «моё», в ходе которого вы снова и снова создаёте своё чувство того, кто вы есть. Вы также начнете замечать, что этот процесс создания «я», даже когда создаётся самое умелое из всех возможных «я», неизбежно приводит к страданию.

Почему? Потому что любое чувство «я» или «мое» включает в себя привязанность — даже когда в своём сосредоточении вы настраиваетесь на ощущение всеобщего «я» — а любая привязанность тягостна. Так что, чтобы приступить к развитию умелости до наивысшей степени, вы должны отучиться от привычек создавать «я» и «моё». А для этого требуется другой набор вопросов.

Это вопросы, связанные со стратегией «не-я». Будда советует вам обращать внимание на любые явления, в связи с которыми вы можете почувствовать «я» и «моё» и задать ряд вопросов, начиная с «Постоянно ли это — или непостоянно?» Если вы отождествляетесь со своим телом, взгляните на него. Вы увидите, что в нём возникает голод и жажда, что оно стареет, ему суждены болезнь и смерть. «А нечто непостоянное — радостно или тягостно?» Рассмотрите любую попытку найти постоянное счастье, основываясь на теле, и вы увидите насколько это тягостно. «А подобает ли воспринимать то, что непостоянно, тягостно, подвержено изменениям как: ‘Это моё. Это мое «я». ‘Это то, чем я являюсь?’»

Продолжайте эту линию исследования внутрь, через последовательные слои физических и психических событий, до тех пор, пока не сможете сосредоточиться на их высшем управляющем — «я», руководящем не только прочностью вашего сосредоточения, но также и вашим внутренним диалогом, этими вопросами и ответами. При поддержке чувства непоколебимости и спокойствия, которые приходят с прочным сосредоточением, вы начинаете деконструкцию «я», не беспокоясь о том, что произойдёт, когда его не станет. И когда намерения составляющие «я» устранены, происходит странная вещь. Это как если бы вы потянули за основную нить и гобелен начал распускаться сам собой. Все, к чему можно привязаться, отпадает. Остаётся полная, абсолютная свобода — свобода от времени и пространства, свобода от «я» и «не-я», ведь «я» и «не-я» — это восприятия, которые такая свобода превосходит.

Даже если вы испытали только первый вкус этой свободы, вы оцените насколько искусно наставления о безличности отвечают на вопрос «Что является умелым?» И вы поймете, почему Будда советует отложить в сторону вопрос «Кто я?». Он не привел бы вас к свободе, и, вполне возможно, препятствовал бы ей. Поскольку ваше «я» — это деятельность, в результате любой попытки определить «я» раньше, чем вы овладели процессами деятельности, вы бы просто гонялись за тенью, отвлекаясь от действительно важного дела. Любая попытка деконструкции «я» прежде, чем оно стало зрелым и здоровым, привела бы к невротичности и неуверенности: вы бы просто избегали безнравственных, неверно управляемых областей своей жизни. Кроме того, любой ответ на вопрос «Кто я?» был бы совершенно неуместен при описании вашей вновь обретенной свободы, поскольку она такова, что понятия «я», «не-я», «являюсь», «не являюсь» в ней не применимы.

Единственным вопросом, который вас всё ещё заботит, остаётся вопрос о том, как устранить корни неумелости, которые пока скрыты в уме. Как обещает Будда, когда вы избавитесь от них, ничто больше не будет препятствовать пути к полной и окончательной свободе. При такой свободе ум ни в чём не нуждается и ничего не имеет в избытке. Нет заблуждения, которое создало бы насущный вопрос, нет жадности или отвращения, которые сделали бы этот вопрос неотложным. Остающиеся вопросы — лучшие из всех: как наилучшим образом обойтись с теми умениями, которые вы развили в процессе пути и как использовать их исключительно на благо мира

А что ещё вам останется спросить?

Это перевод статьи «Questions of Skill» из сборника Thanissaro Bhikkhu «The Karma of Questions: Essays on the Buddhist Path»
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии.
В остальном, права принадлежат автору оригинала.

draft — 30.01.2011

Метки: , , ,
ae опубликовал в рубрике Thanissaro Bhikkhu, Карма вопрошания, Перевод

Follow comments via the RSS Feed | Оставить комментарий | Trackback URL

Отправить комментарий

Чтобы комментировать - авторизуйтесь.

 


Система Orphus
Следить на Facebook или Twitter
Powered by Wordpress, Theme by Shlomi Noach, openark.org