Развосприятие

19.06.2011

В медитации вы узнаёте силу своего восприятия. Вы начинаете замечать, что ярлыки, которыми вы отмечаете явления, и образы, с помощью которых вы эти явления визуализируете, в значительной мере влияют на то, что вы видите, они могут отягощать вас страданием и напряжением. Однако, по мере того, как вы совершенствуетесь в медитации, вы приобретаете инструменты, которые требуются, чтобы освободиться от этого влияния.

Сначала, когда вы впервые замечаете влияние восприятия, вы, вполне вероятно, будете потрясены тем, насколько оно всеобъемлюще. Предположим, вы сосредотачиваетесь на дыхании. Настанет момент, когда вы начнете сомневаться — на дыхании ли самом по себе вы сосредотачиваетесь или на своём представлении о дыхании. Когда возникает такой вопрос, нормальная реакция — попытаться перейти от представления к необработанному чувственному опыту, который лежит в основе этого представления. Но если вы не теряете восприимчивости, осуществляя это, вы заметите, что просто заменяете одну карикатуру дыхания другой, более утонченной. Даже непосредственное ощущение дыхания обусловлено вашим представлением о непосредственных ощущениях. Как бы вы ни старались отследить непосредственное ощущение дыхания, вы всё равно обнаруживаете, что оно определено вашим представлением о том, каково дыхание на самом деле. Чем усерднее вы стремитесь к подлинному ощущению дыхания, тем быстрее оно от вас ускользает, как мираж.

Фокус в том, чтобы обернуть такое положение дел себе на пользу. Вы ведь медитируете не для того, чтобы понять дыхание. Вы медитируете, чтобы понять процессы, приводящие к страданию, чтобы можно было их прекратить. Ваше отношение к своему восприятию — это часть тех процессов, так что именно это вам и нужно увидеть. Вы должны относиться к опыту дыхания не как к самоцели, а как к инструменту для понимания роли восприятия в создании страдания и напряжения.

Это достигается посредством раз-восприятия: вы исследуете собственные предубеждения о дыхании, намеренно их изменяете и наблюдаете то, что происходит в результате. Но вне надлежащего контекста развосприятие легко может заблудиться в случайных обобщениях. Так что вы помещаете развосприятие в контекст практики сосредоточения, это даёт развосприятию и общее направление и конкретные задачи, которые вынуждают столкнуться с действующими в данный момент предубеждениями, которые определяют ваш опыт настоящего.

Общее направление состоит в стремлении привести ум к более глубокому, более продолжительному спокойствию, чтобы устранять все более и более тонкие уровни напряжения. Вы пытаетесь выяснять не какое восприятия дыхания изображает его наиболее верно, а какое восприятие наиболее уместно в различных ситуациях при устранении напряжения. Объективность, к которой вы стремитесь, это не объективность дыхания, а объективность причин и следствий.

Конкретные задачи, позволяющие этому научиться, начинаются с задачи приведения ума к удобному пребыванию в долговременном сосредоточении на дыхании — и прямо здесь вы сталкиваетесь с двумя действующими предубеждениями: Что значит дышать? Что значит быть сосредоточенным?

Обычно дыхание понимается как воздух, проходящий внутрь и наружу через нос, может быть полезно начать с такого восприятия. Используйте все явные ощущения, которые вы связываете с таким восприятием, как средство установления памятования, развития бдительности и успокоения ума. Но по мере того, как ваше внимание утончается, вы можете заметить, что такое дыхание становится слишком слабым, чтобы его обнаружить. Поэтому попробуйте думать о дыхании как о потоке энергии в теле, как о процессе, в который вовлечено всё тело.

Затем сделайте так, чтобы этот опыт стал настолько лишённым напряжения, насколько возможно. Если вы чувствуете какое-либо затруднение или препятствие при дыхании, узнайте, что вы можете сделать, чтобы рассеять эти ощущения. А может быть, вы делаете что-нибудь, чтобы их создать? Если вы сможете поймать себя при их создании, легко будет позволить им рассеяться. Что кроме вашего предвзятого мнения о механике дыхания, могло заставить вас создавать неприятные ощущения? Так исследуйте эти предубеждения: Где дыхание входит в тело? Входит ли оно только через нос и рот? Должно ли тело втягивать в себя воздух? Раз так, из каких ощущений это втягивание складывается? Какие ощущения втягивание вызывает? Где начинается втягивание? Откуда втягивается дыхание? В каких частях тела есть дыхание, а в каких нет? Когда вы чувствуете препятствие, с какой стороны этого препятствия вы находитесь?

Эти вопросы могут звучать странно, но ваши дословесные предубеждения относительно тела часто бывают не менее странными. Вы можете прояснить их только тогда, когда противопоставляете им странные вопросы. И только когда вы видите их ясно, вы можете заменить их другими представлениями.

Поэтому, как только вы поймаете себя на том, что, в соответствии с неким предположением, дышите неудобно, измените его, чтобы увидеть какие ощущения выйдут на первый план благодаря новому предположению. Старайтесь оставаться с этими ощущениями так долго, как сможете, чтобы исследовать их. Если, сравнительно с прошлыми ощущениями, связанными с дыханием, с ними проще оставаться, если они дают более прочную и просторную опору для сосредоточения, значит предположение, благодаря которому вы обратили на них внимание — это новый полезный инструмент для использования в медитации. А если новые ощущения в этом смысле бесполезны — можете выбросить такой инструмент.

Например, если вы ощущаете что находитесь с одной стороны препятствия, попробуйте представить, что находитесь с другой его стороны. Попробуйте быть с обеих сторон. Представьте, что дыхание входит в тело не через нос или рот, а через середину груди, через затылок, через каждую пору кожи, через что угодно — лишь бы это помогало ослабить ощущение необходимости втягивать и выталкивать.

Или начните исследовать саму эту необходимость втягивать и выталкивать. Чувствуете ли вы, что непосредственно воспринимаете тело, как нечто состоящее из твёрдых частей, которые должны управлять механикой дыхания, которая относительно них вторична. Что случится, если вы попробуете понять непосредственные ощущения тела иначе — как поле первичной энергии дыхания, где прочность это просто ярлык, которым помечены некоторые из аспектов дыхания? Что бы вы ни переживали как первичное ощущение тела, думайте об этом как о дыхании, ничего другого делать не нужно. Как это отражается на уровне стресса и напряжения в дыхании?

А что это за действие, благодаря которому вы поддерживаете сосредоточение? Как вы его себе представляете? Преобладает ли над ним дыхание? Или оно окружено дыханием? В какой мере ваша умственная картина сосредоточения помогает или препятствует легкости и прочности сосредоточения? Например, вы можете обнаружить, что думаете будто ум пребывает в какой-то одной части тела, а не в другой. Что вы делаете, кода обращаете внимание на другую часть тела? Оставляет ли ум своё обычное место — голову, скажем — и отправляется туда, или другая часть тела должна быть перенесена в голову? Какого рода напряжение при этом возникает? Что происходит, когда вы представляете, что в той части тела уже есть осознанность? Что происходит, когда вы выворачиваете эту ситуацию наизнанку: вместо того, чтобы видеть ум в теле, пытаетесь заметить то напряжение, которое исчезает, когда вы представляете, что тело окружено полем осознанности.

Когда вы задаёте подобные вопросы и получается положительные результаты, ум может осваивать все более и более глубокие уровни устойчивости. Вы устраняете из своего сосредоточения ненужные зажатость и напряжения, находите способы всё более чувствовать себя как дома, удобно, в переживании настоящего.

Как только ум успокоится, дайте ему время побыть в этом состоянии. Не слишком спешите двигаться дальше. Здесь уместны такие вопросы: «Какие части процесса были необходимы, чтобы сосредоточиться? Какие из них теперь можно отпустить? Какие следует удержать, чтобы сохранять сосредоточенность?» Настройка на правильный уровень осознания — это один процесс; пребывание там — другой. Когда вы научитесь поддерживать чувство успокоения, старайтесь сохранять его в любых ситуациях. Какие препятствия вы при этом обнаруживаете? Не ваше ли это собственное сопротивление беспокойству? Можете ли вы сделать своё спокойствие настолько проницаемым, что любое беспокойство сможет проходить насквозь, ничего не затрагивая, не нарушая вашего равновесия?

По мере того, как вы всё глубже и глубже погружаетесь в изучение этих проблем, сосредоточение становится не столько борьбой с беспокойством, сколько возможность для внутреннего исследования. И даже не подозревая об этом, вы развиваете четыре основы успеха: желание понять; настойчивость, поддерживающую вас в исследовании; пристальное внимание к причинам и следствиям; изобретательность, которую вы используете в формулировании вопросов. Все эти качества способствуют сосредоточению, помогают ему стать спокойным, прочным, ясным.

В то же время, они способствуют различению. Однажды Будда сказал, что мудрость человека можно оценить по тому, как он формулирует вопросы и пытается на них ответить. Поэтому, чтобы развивать мудрость, вы не можете в своей медитации просто придерживаться заданных направлений. Вы должны совершенствоваться в формулировании вопросов и оценивании кармы этих вопросов посредством исследования их результатов.

Наконец, когда вы достигаете такого восприятия дыхания, которое позволяет ощущениям вдоха и выдоха стихнуть, вы начинаете исследование более тонкого восприятия тела. Это как настройка на радиостанцию. Если ваш приемник не точно настроен на частоту сигнала, статические помехи мешают воспринять тонкости того, что передаётся. А когда вы настроены точно, доступны все оттенки. Это относится и к вашим ощущениям тела: когда движение дыхания стихает, на первый план выходят более тонкие оттенки взаимодействия восприятия с физическими ощущениями. Тело кажется облаком единичных ощущений, а вы начинаете замечать, как ваше восприятие взаимодействует с этим облаком. В какой мере облаку присуща форма тела? В какой мере вы сами создаёте эту форму? Что происходит, когда вы избавляете от намерения создавать форму? Можете ли вы сосредоточиться на пространстве между капельками, из которых состоит облако? Что при этом происходит? Можете ли вы оставаться там? Что происходит, когда вы отбрасываете восприятие пространства и сосредоточиваетесь на знании? Можете ли вы оставаться там? Что происходит, когда вы отбрасываете единство знания? Можете ли вы оставаться там? Что происходит, когда вы пытаетесь совсем перестать обозначать что бы то ни было?

Когда вы осваиваете эти бесформенные состояния, важно, чтобы вы не упускали из виду цели, ради которой на них настраиваетесь. Вы делаете это чтобы понять страдание, а не окончательно истолковать свои переживания. Скажем, к примеру, вы устанавливаетесь во всеобъемлющем чувстве пространства или сознания. Там легко предположить, что вы достигли изначального осознания, основы бытия из которой все явления проявляются, к которой все они вернутся, которая, в сущности, не затронута процесса возникновения и возвращения. Вы могли бы взять описания Необусловленного и применить их к тому, что вы испытываете. Если вы пребываете в состоянии ни восприятия, ни не-восприятия, это легко можно принять за не-пребывание, отсутствие отличий между воспринимающим и воспринимаемым — ведь психическая деятельность здесь настолько ослаблена, что практически незаметна. Под впечатлением мнимой легкости этого состояния, вы можете почувствовать, что можете выйти за пределы страсти, отвращения и заблуждения, считая их просто несуществующими. Если вы ухватитесь за подобное предположение, вы легко можете решить, что достигли конца пути, тогда как на самом деле работа ещё не завершена.

Ваша единственная защита здесь — рассматривать эти предположения как формы восприятия и ликвидировать их. И именно тут четыре благородные истины доказывают свою ценность в качестве инструментов для устранения каких бы то ни было предположений путём обнаружения напряжения, которое эти предположения сопровождает. Спросите, есть ли ещё какое-нибудь неявное напряжение в сосредоточении, которое стало местом вашего пребывания. Что сопровождает это напряжение? Что за непредсказуемые движения ума его создают? Что за неистребимые движения ума его создают? Вы должны отслеживать и то, и другое.

Поступая так, вы лицом к лицу встречаетесь с восприятиями, которые поддерживают состояния даже самого утонченного сосредоточения. И вы видите, что даже они тягостны. Однако если вы замените их другими восприятиями, вы просто обменяете одно напряжение на другое. Это как если бы восхождение по уровням сосредоточения привело вас к вершине столба. Вы смотрите вниз и видите, что старость, болезнь и смерть взбираются следом, настигают. Вы исчерпали все варианты, которые могло предложить восприятие, и что вы теперь собираетесь делать? Вы не можете просто оставаться там, где вы сейчас. Ваша единственная возможность — ослабить свою хватку. А если вы отпускаете совершенно всё, вы избавляетесь и от силы тяготения.

Это перевод статьи «De-perception» из сборника Thanissaro Bhikkhu «The Karma of Questions: Essays on the Buddhist Path»
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии.
В остальном, права принадлежат автору оригинала.

draft — 19.06.2011

Метки: , , ,
admin опубликовал в рубрике Thanissaro Bhikkhu, Карма вопрошания, Перевод

Follow comments via the RSS Feed | Оставить комментарий | Trackback URL

Отправить комментарий

Чтобы комментировать - авторизуйтесь.

 


Система Orphus
Следить на Facebook или Twitter
Powered by Wordpress, Theme by Shlomi Noach, openark.org