Созерцание тела

29.01.2016
1 марта 2004

Люди сильно сопротивляются использованию созерцания тела в качестве темы медитации. Одни сетуют, что у них и без того сформировался отрицательный образ тела, так зачем же им сосредотачиваться на отрицательных сторонах тела? Другие говорят, что созерцание тела поощряет отвращение к телу, а ведь это нездоровое состояние ума. Третьи утверждают, что они не так уж сильно привязаны к своим телам, так зачем же им обращать внимание на тело? Или они ссылаются на историю о том, как Будда посоветовал монахам созерцать тело, а сам удалился в лес на пару месяцев. Монахи почувствовали такое отвращение к своим телам, что начали совершать самоубийства, а некоторые наняли убийц, чтобы те их прикончили. Когда Будда вернулся из леса, он обнаружил, что сообщество монахов стало значительно меньше, чем раньше, поэтому он созвал оставшихся монахов и велел им перейти к медитации дыхания. Некоторые упоминают это, как доказательство того, что созерцание тела — это нездоровая практика.

Тем не менее, сам факт того, что люди так сильно сопротивляются этой медитации, показывает, как она важна. Она так страшна из-за того, что затрагивает самую основу нашей привязанности. Ни к чем в мире мы не привязаны сильнее, чем к своим телам. Именно поэтому у людей столько отговорок, чтобы не обращать на это внимание.

А что случится, если не обращать на это внимания? Вы продолжите поддерживать глубокую привязанность к телу. Она не пройдёт сама собой. Некоторые думают, что процесс избавления от привязанности можно упростить, перейдя напрямую к работе с ощущением «себя», считают, что раз они отсекают ощущение себя, им не нужно заниматься созерцанием тела, ведь они работают глубже, напрямую с корнем. Но привязанность похожа на вьющееся растение: невозможно найти его корень, пока не возьмешься за ближайший побег и не пройдёшь по нему к самому началу. Нельзя действительно добраться до корня привязанности к себе, пока не заметишь, где находится самая очевидная, каждодневная, ежеминутная привязанность: она прямо здесь — в теле. Чуть что случится с телом, — и это не выдержать. Малейший голод, малейшая жажда, жара или холод, — всё это обращает вас в бегство. Малейшие признаки болезни, — и вы спешите за лекарством. Что это, если не привязанность?

Итак, важно искать прямо здесь. Иначе мы останемся привязаны к страданию, которое приносит нам тело. Общеизвестно, что оно стареет, заболевает и умирает. Если вы не считаете, что это станет страданием, проведите немного времени с очень старыми людьми, с очень больными людьми, с умирающими людьми. Посмотрите, как сильно они страдают. Две недели назад, когда я навещал отца, я каждый день помогал переворачивать его, чтобы моя мачеха могла сменить ему бельё. Пока она этим занимается, я мог видеть, как выглядит старое тело с пролежнями, как это старое тело работает и как оно не работает, сколько страдания оно приносит не только своему обладателю, но и тем, кто о нём заботится, когда оно беспомощно. А ещё я видел, что значит на старости лет остаться с нетренированным умом. В эту пору ум совершенно неуправляем, потому что тело слабеет, силы убывают. Любые случайные мысли полностью овладевают умом, если не развита способность им противостоять.

Приходит время унижений, связанных со старостью. Человеческое тело как будто специально устроено так, чтобы перечеркнуть любое чувство собственного достоинства, которое мы могли испытывать. Другие люди вас подтирают, другие люди вас ворочают, насколько бы вы ни привыкли к личной неприкосновенности — можете с ней распрощаться. Вы не можете управлять мочеиспусканием, не можете управлять опорожнением кишечника. Всё выходит из под контроля. Полезно наблюдать это, но не чтобы выработать отвращение, а чтобы понять, что такое состояние тела универсально, и развить чувство samvega, осознав, как много усилий нужно для поддержания тела, и каков конечный результат всех этих усилий. Если вы искали здесь счастья, вы искали не там, где нужно. Вот для чего предназначено это созерцание. Если вы не учитесь избавляться от привязанности сейчас, пока вы ещё здоровы и полны сил, по мере того, как тело слабеет, по мере того, как тело стареет, заниматься этим будет всё труднее и труднее.

Поэтому нужно развивать чувство pasada, чувство доверия к созерцанию тела. Единственный способ преодолеть привязанность к телу, — очень, очень тщательно отслеживать его. Мы привязаны как раз из-за недостаточной тщательности в отслеживании. Для этого есть созерцание 32 частей тела, созерцание тела с точки зрения четырех элементов, из которых оно слагается. С чем вы здесь имеете дело? Просто с физическими элементами. Ветер, или энергия. Огонь, теплота. Вода, прохлада. И земля, твёрдость. Принадлежат ли они вам? Нет, всё это части мира. Как говорится, «пепел к пеплу, прах к праху». Пока мы живы, мы втягиваем элементы в процессе питания и выталкиваем элементы, испражняясь, а потом всё это прекращается, всё распадается на первоначальные элементы, когда мы умираем. Как же в этом можно найти подлинное счастье? Несмотря на все усилия, не изменит ли вам тело? Иногда оно верно вам служит, но чаще всего — нет. Оно не просит разрешения, чтобы начать стареть, болеть и умирать. После всех приложенных усилий вы могли бы ожидать от тела хоть немного благодарности, но благодарности не будет. Она не свойственна телу.

Мы сами оживляем всё это. Один из образов тела в Каноне — образ марионетки. Какое-то время мы дёргаем за ниточки, а потом они обрываются, всё распадается на части. Полезно развивать бесстрастие и разочарование по отношению к телу, полезно развивать чувство samvega, чтобы когда всё рушится, это не сломило и нас заодно.

Мы так часто декламируем сутту о 32 частях тела, что это происходит уже почти автоматически. Это можно делать, даже не задумываясь о том, что вы произносите, поэтому остановитесь и обратите внимание на каждую из 32 частей, на каждую по очереди. Остановитесь и представьте каждую часть тела из списка. Начните с волос на голове, волос на теле, ногтей, зубов, кожи, мышц. Представляя каждую часть, постарайтесь почувствовать, где именно в теле она находится. Когда добираешься до кожи, понимаешь, что ей окружено всё тело. Повсюду вокруг тебя кожа, со всех сторон. Всюду напичкано мясо, а в самой основе — кости. Пройдитесь по разным частям тела, пока не найдётся та, которая вас поразит, действительно заденет за живое. Напоминайте себе: «Да, такое в этом теле тоже есть». Действительно поражает, насколько это несуразно. В вас 24 часа в сутки есть печень, желчный пузырь, толстая кишка. Вы всё время носите эту штуковину с собой. «Эта штуковина» — это та часть тела, которая позволяет вам почувствовать, как нелепо или безобразно, или нечисто, или странно это тело; какая часть тела тронет вас подобным образом, ту и полезно созерцать. Вы так ухаживаете за телом, так о нём заботитесь, — и вот всё, чем вы можете похвастаться в результате своих усилий.

Мы не придираемся к телу, мы просто отслеживаем его таким, какое оно есть. По большому счёту, нужно научиться использовать тело просто как инструмент, без привязанности. Но чтобы противодействовать привязанности, нужно многое сделать и в другом направлении, преодолевая весь этот ажиотаж, все эти трескучие рекламные слоганы о теле, в верности которых мы привыкли себя убеждать, — о том, как оно важно, как оно ценно, о том, как полезно о нём тщательно заботиться, заниматься всякой йогой, упражняться, есть только правильную пищу. Можно всем этим заниматься, но всё равно тело будет стареть, болеть и умирать.

Когда люди начинали ощущать свет внутри тела, ачан Фуанг учил их представлять самих себя в этом свете. Иногда это получалось у них даже непроизвольно. В свете просто сам собой возникал образ. Они могли увидеть, что сидят прямо напротив себя. Тогда ачан Фуанг говорил: «Ладно, представьте, как это тело будет выглядеть через пять лет, через десять, пятнадцать, двадцать лет и так далее до самой смерти. Как оно будет выглядеть после смерти? Побудьте с ним два, три, четыре, пять дней. Как оно тогда будет выглядеть? Через неделю пора его кремировать. Смотрите на пламя погребального костра. Что останется потом? Всего лишь немного праха и костей, и с течением времени даже кости в конце концов превратятся в прах. Останется только горстка пыли. А потом и её развеет.» Потом он велел им пройти всё в обратной последовательности, собрать всё как было вплоть до возвращения к настоящему моменту, и заново прочувствовать, что всё, чем они сейчас обладают, неминуемо катится в том направлении, которое они только что наблюдали.

Польза такого созерцания в том, что оно помогает преодолеть даже малейшие заблуждения относительно тела, если такие имеются. Стремление к идеальному телу, любые мысли вроде «пусть другие стареют, а я будут заниматься йогой, я буду правильно питаться, и не постарею так быстро, как они», — вы понимаете, как это невежественно и тщетно. Это призывает вас не перестать заботиться о своём теле, а просто выслеживать любое заблуждение относительно тела, которое может возникнуть, чтобы к приходу старости, болезни и смерти вы были лучше подготовлены.

В качестве довода в пользу такого созерцания можно спросить себя: Приближаются старость, болезнь и смерть, — достиг ли ты состояния ума, которое будет свободно от страдания, когда они тебя настигнут? Если не достиг, сколько времени у тебя осталось? Ты не знаешь. Так приступай прямо сейчас. Вспоминайте об этом, когда возникает порыв прервать медитацию. Сколько ещё времени у вас осталось для медитации? Достигли ли вы того, что хотели? Как ни крути, всем нам придёт конец. Старость, болезнь и смерть, — вот к чему всё идёт. Нужно быть готовым к этому. Иначе в старости останется только лежать в кровати и галлюцинировать, — видеть подозрительных собак по углам, видеть людей, совершающих самоубийства во дворе, — потому что вам не под силу осознавать факт старости, факт приближения смерти, ум с этим не справляется. Он начинает это блокировать. А когда он это блокирует, он погружается в заблуждения. Он изо всех сил старается удрать от неприятностей, но от них не сбежать. Они уже здесь. Вы оказались в ловушке. Единственный выход из этой ловушки, — докопаться до привязанностей ума и искоренить их. Только это даёт надежду.

Когда Будда указывает на отрицательную сторону явлений, он никогда на этом не останавливается. Он делает это, чтобы направить вас к Бессмертному. Чтобы предостеречь и напомнить: вот так всё устроено, что вы будете делать, чтобы остаться счастливыми перед лицом таких обстоятельств? В такое время только Бессмертное может дать вам надежное убежище. Мы предпочитаем думать, что момент завершения жизни будет счастливым, — все хвосты подтянутся, все проблемы уладятся, как в конце фильма или книги, но всё будет не так. Всё просто расшатывается и разваливается. Ничто не встаёт на свои места и не разрешается само собой. Когда в конце жизни всё расползается в разные стороны, наступает полный разлад. Вот так телу приходит конец.

Остаётся вопрос: поведёт ли себя ум точно так же? У нас есть выбор. Практика, — вот наша возможность. Итак мы созерцаем неприглядную сторону тела, чтобы развить чувство samvega, которое поддерживает нас в практике и призывает копать глубже. Как говорил Будда, памятование, погруженное в тело, в конечном итоге ведёт к Бессмертному, если вы действуете правильно. Если вы действуете неправильно и развиваете отвращение, как монахи в той истории, тогда, — как им советовал Будда, — возвращайтесь к дыханию. Это поможет развеять отвращение точно так же, как первый дождь сезона дождей очищает воздух от всей той пыли, которая поднялась во время жаркого сезона.

Но это не значит, что вы прекращаете заниматься созерцанием тела. Это значит, что вы учитесь выполнять его умело, — так, чтобы его неизменно сопровождало чувство samvega, чтобы оно поддерживало чувство pasada любым способом, который позволяет почувствовать себя хоть немного свободнее, даёт избавление. Чтобы, как сказано в суттах, вы были счастливы даже болея, даже старея, даже умирая. Но поскольку наша привязанность к телу так сильна, мы нуждаемся в сильнодействующем средстве, чтобы противодействовать ей. Созерцание тела это не нечто такое, чем вы занимаетесь время от времени. Его нужно выполнять постоянно. Нужно постоянно возвращаться к этой теме, поскольку это единственное, что сохранит в вас здравомыслие, единственное, что даст вам подлинное освобождение.

Если вы обнаруживаете в себе сопротивление этой практике, исследуйте это сопротивление, чтобы понять, чем именно оно является. Обычно это замаскированная привязанность. Тело — это не проблема, проблема — это привязанность, но чтобы разобраться с привязанностью, вам нужно обратить внимание на предмет, где эта привязанность крепко засела. Когда вы действительно его исследуете, вы видите, что в теле нет ничего особенного, оно не так уж ценно, и всё равно привязанность выстраивает на основе тела так много желаний, так много историй.

Итак, этот предмет медитации нужно постоянно держать под рукой, ведь и привязанности, связанные с телом, так или иначе проявляются постоянно. Вам нужно быть готовыми к этому, держать их под контролем. Когда тело ослабеет тут, ослабеет там, в нём проявится одна болезнь, другая, — вы будете к этому готовы.

В Таиланде есть традиция издавать книги в память о покойных, и в начале каждой такой книги обычно есть краткая биография человека, которому посвящаются заслуги. Большинство лучших книг о Дхамме в Таиланде напечатаны в память о покойных, и когда вы читаете эти книги, вы волей-неволей просматриваете эти биографии. Все они следуют одному сценарию. У человека всё было нормально, он жил счастливо, имел жену, мужа, детей — всё такое. Потом, через какое время у него или неё начинал развиваться какой-нибудь недуг, может быть небольшая проблема с почками, печенью, может быть проблема с сердцем. Поначалу это не казалось серьезным, лечение помогало, но дальше болезнь приобретала хроническое течение, вызывала всё больше и больше проблем, и под конец врачи уже ничего не могли сделать. Им оставалось только признать своё поражение, и хоть они старались изо всех сил, человек умирал.

В этом есть ирония, человеческий ум предпочитает считать: «Ладно, это у них так. А я не такой.» Но вы ничем не отличаетесь. Взгляните на себя, взгляните на окружающих людей. Какая болезнь сразит человека рядом с вами? Какая болезнь сразит человека, который сидит вон там? Какую болезнь, которая в конце концов сделает это, они уже носят в себе? Какая болезнь есть у вас? Уже есть такая возможность, болезнь делает своё дело.

Одно из созерцаний, которое я часто выполнял в Бангкоке, когда ездил на автобусе, было таким: я напоминал себе: «Всех людей в этом автобусе ожидают похороны. Этого человека похоронят, того похоронят, и вон того похоронят. Никого это не минует. И меня тоже». И что забавно, можно было бы подумать, что мысли такого рода пессимистичны или грустны, но это не так. Они освобождают. Всё уравнивают. Вас перестают связывать мелочи вроде симпатии к тому человеку или неприязни к другому, тревоги о той или иной проблеме в вашей жизни. Вы знаете, что всё это закончится со смертью. И это освобождает ваше внимание, чтобы его можно было направить на действительно важные вещи, на саму проблему привязанности.

Старайтесь рассматривать эту практику как освобождающую, ведь такая она и есть. Если вы признаёте этот факт, оказывается, что она помогает вам двигаться всё дальше и дальше. Если у вас правильное отношение к созерцанию тела, вы далеко продвинетесь. Оно может дать свободу даже во время старения, болезни и смерти, даже посреди всех унижений, мучений и проблем старения, болезни и смерти, ведь она направляет вас в нужную сторону, — к той части ума, которая свободна.

В нашу последнюю встречу с ачаном Суватом, незадолго до его смерти, он упоминал, что его мозг начинает работать с перебоями, из-за чего проявляются разнообразные причуды восприятия. Но он продолжил: «Но то, что я наработал в медитации, не изменилось; это всё ещё при мне», — вот почему страдания тела не отягощали его ум, вот почему причуды восприятия, созданные мозгом, не могли его обмануть. Он показал, что возможно не страдать в процессе болезни и умирания. И если нечто такое возможно, действительно нужно приложить все усилия в этом направлении. Как было сказано, не стоит становиться человеком, который впоследствии жалеет, что не воспользовался возможностью практиковать, пока был здоров и полон сил.

Это перевод статьи Тханиссаро Бхиккху «Contemplation of the Body», входящей в сборник Meditations 2.
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии.
В остальном, права принадлежат автору оригинала.

draft — 29.01.2016

Метки: ,
ae опубликовал в рубрике Thanissaro Bhikkhu, Медитации 2, Перевод

Follow comments via the RSS Feed | Оставить комментарий | Trackback URL

Отправить комментарий

Чтобы комментировать - авторизуйтесь.

 


Система Orphus
Следить на Facebook или Twitter
Powered by Wordpress, Theme by Shlomi Noach, openark.org