Нравственность как условие практики

14.02.2017
18 августа 2011

В каноне есть эпизод о том, как группа монахов собралась отправиться в чужие края, и вот они пришли выразить своё почтение Будде. Будда спросил: «Заходили ли вы к Сарипутте?». Они ответили, — нет, не заходили, — и тогда Будда посоветовал им сделать это. Когда они засвидетельствовали свое почтение Сарипутте, тот спросил их: «Допустим, вы встретите разумных людей в чужих краях, и они спросят, чему учит ваш учитель. Что вы им ответите?» Монахи попросили совета о том, как им отвечать. И первое, с чего начал Сарипутта, — «Наш учитель учит устранению желания и страсти».

Многие из нас, услышав, что это первое, чему учит Будда, наверное, сбежали бы. Мы любим свою страсть, мы любим желание. Но обратите внимание, Сарипутта начинает с действия. Будда учит вас что-то делать. Как объясняет Сарипутта, если спросят, «Желание и страсть к чему?», ответ будет, «К пяти совокупностям». Чем же опасны желания и страсть к этим явлениям? Тем, что вы страдаете, когда они изменяются. А польза отказа от такого желания и страсти в том, что вы прекращаете это страдание.

То есть тут важнее всего действия. Самое первое наставление Будды, — о благородном восьмеричном пути, — тоже было советом о том, что делать. Значит, учение начинается с действий, это его основной принцип. Действия реальны. Вы выбираете свои действия, вы можете изменять их. У действий есть последствия, определяющие вашу жизнь, и нужно обращать внимание, что вы делаете и какие последствия создаете.

Это приводит к системе «следует» и «не следует», к системе действий, которые вам следует и не следует совершать, если вы хотите положить конец страданию. Здесь критично важно это «если». То, что предписывает Будда, обусловлено в том смысле, что если вы хотите положить конец страданию, — вот то, что вам нужно делать. Он вам ничего не навязывает. Но он дает вам руководство к действию, и это категоричное руководство, то есть действительно безоговорочное. Как он говорил, естественная реакция на страдание — это замешательство и поиск. Мы приходим в замешательство, потому что не знаем, почему страдаем. Почему это происходит? Что с этим делать? Если вы не верите в принцип действий, вы останетесь в замешательстве.

Во времена Будды были люди, учившие, что человеческие поступки бессильны. Будда редко отвлекался на то, чтобы отыскать таких людей и поспорить с ними, но вообще он вступал в споры с теми, чьи доктрины, по сути, лишают надежды совершить что-то значимое прямо сейчас, — учили ли они о том, что всё является результатом прошлых поступков или всё является результатом воли творца, или всё происходит совершенно беспричинно. Наставления такого рода, как он говорил, оставляют вас в замешательстве, ведь они не оставляют никаких оснований для «следует» и «не следует». Если всё предопределено, ничего не поделаешь. Если причины не связаны со следствиями, то независимо от ваших действий, вы ни на что не повлияете. Вы пропали. Вам не к чему прибегнуть, когда возникает страдание.

Поэтому Будда учит, что делать, когда вы страдаете, чтобы выйти из замешательства и не продолжать страдать. И в этом смысле его наставления — это подарок. Как и с любым подарком, когда вы его получаете, вам нужно найти ему хорошее применение. Вы не хотите просто выбросить его. Вы учитесь испытывать благодарность к человеку, который вам его подарил, за его щедрость, и стараетесь использовать подарок наилучшим способом.

И какой же способ наилучший? Вы начинаете вглядываться в свои действия, потому что наставление указывает на них. Вы отслеживаете результаты действий, которые совершаете прямо сейчас, чтобы заметить, есть ли какая-нибудь связь между тем, что вы делаете и фактом присутствия страдания в уме.

Именно поэтому Будда говорит, что нерешительность преодолевается отслеживанием умелых и неумелых качеств ума. Для начала, вы направляете внимание на наиболее важные проблемы жизни, а именно на то, какое воздействия имеют ваши поступки, и особенно, какое воздействие имеют те или иные состояния ума. В конце концов, ум — это источник всех действий. Если вы не уверены насчет разнообразных качеств ума, тогда понаблюдайте. Попробуйте развивать доброжелательность, попробуйте проявлять щедрость, попробуйте соблюдать правила. Узнайте, какое именно воздействие эти качества оказывают на вашу жизнь.

В то же время, старайтесь развивать качества, которые позволяют оценивать всё это честно и точно. Старайтесь проявлять памятование, старайтесь проявлять осознавание. Памятование позволяет соединить причину со следствием. Если вы совсем не обладаете памятованием, — т.е. если вы не можете припомнить, что вы сделали, — вы не приобретете способность выяснять, как вот это ощущение боли или вот это ощущение удовольствия связаны с поступками, которые вы когда-то в прошлом совершили и забыли. Поэтому старайтесь держать в уме, что вы сделали. Если вы замечаете, что в ваших переживаниях проявляется какое-либо страдание, попробуйте проследить, где оно берет начало. «С каким поступком это связано? С каким отношением это связано?» Если в теле есть боль — это обычная часть жизнь, но присутствие боли в уме — излишне. Ей не обязательно там быть. Так что же вызывает боль в уме? Если вы можете проследить её источник, — телесный, словесный или умственный, — то вы можете с ней справиться. Вы можете покончить с неуверенностью, вы можете покончить с замешательством.

Конечно, тут нужно ещё и осознавание, — способность действительно обращать внимание на то, что вы делаете. Слишком многим из нас это не свойственно. Мы идём по жизни как будто на автомате, не приглядываясь к своим намерениям пристально. Чтобы ответить на вопрос, почему они сделали что-либо, многим нужно напрячь память, и часто они не могут сообразить, почему же, поэтому просто выдумывают причину. Ну а если осознавание с самого начала было неустойчивым, это их «почему» очень сомнительно. Поэтому действительно нужно осознавать, что делаешь, то есть осознавать свои текущие намерения. Чем лучше вы осознаете свои действия, тем лучше вы способны припомнить, что вы сделали. Именно поэтому памятование и осознавание неотделимы друг от друга.

Потом вы объединяете эти два качества со «следует» и «не следует», которые предписывает Будда. И в этом вся суть усердия. Когда Будда давал бескомпромиссные наставления об умелых и неумелых действиях, это не было утверждением о том, что различие между ними является бескомпромиссной истиной. Бескомпромиссная истина состоит в том, что неумелое следует прекращать, а умелое следует развивать. Ещё раз обратите внимание на «следует». Это рекомендуемый курс действий. Когда вы следуете этим курсом, проявляя интерес и стремление к знанию, — это усердие. Вы сводите воедино все три качества: памятование, осознавание и усердие.

Поначалу вы развиваете эти качества, следуя правилам поведения. Это одна из причин того, что правила так рано появляются в наставлениях Будды. В наставлении о благородном восьмеричном пути, например, он говорит о правильной речи, правильном поведении и правильных средствах к существованию прежде, чем о медитации. В его последовательных наставлениях нравственность следует сразу после щедрости. Причина этого в том, что когда вы пытаетесь развивать нравственность, вам нужно обратить внимание на то, как вы поступаете в своей повседневной жизни. Так вы развиваете памятование и осознавание. Если вы видите, что причиняете какой-либо вред, вы стараетесь прекратить действия, которые его причиняют. Так вы развиваете усердие. К счастью, Будда не заставляет вас экспериментировать со всеми возможными способами действовать, чтобы узнать, приносят они вред или нет. Он даёт вам указания. Он безоговорочно утверждает, что не нужно убивать, не нужно воровать, не нужно развратничать, не нужно врать и не нужно принимать одурманивающие вещества.

Последнее особенно важно, ведь как он говорил, мы и без того одурманены молодостью, одурманены здоровьем, одурманены красотой, мы одурманены жизнью. Ум уже опьянён. Не нужно добавлять к этому что-то ещё, иначе вы не сможете развивать памятование и осознавание, которые необходимы, чтобы ясно видеть и честно оценивать свои действия.

Итак, вы стараетесь придерживаться этих правил и замечать, какое воздействие они оказывают на вашу жизнь. Это единственный способ достичь какой-то определенности. И это единственный способ вести такую жизнь, в которой найдётся достаточно места для практики. Очень часто бывает, что люди с улицы приходят на ретриты, чтобы целую неделю посвятить только работе с дыханием. Если в прошлом они поступали неумело, раньше или позже это проявится во время ретрита.

Сам я не слишком часто бывал на медитационных ретритах, но мне особенно запомнился один, где средь бела дня, в разгар ретрита один парень не выдержал и начал тяжело всхлипывать. Это продолжалось десять, пятнадцать минут. Меня это очень беспокоило. Но все остальные в зале сидели тихо, как будто ничего не происходит. Позже я узнал, что это обычное дело на ретритах. Оказалось, что тот человек раньше торговал кокаином, и неожиданно в его уме всплыло что-то из того, чем он занимался в прошлом.

Мне рассказали, что сейчас на медитационных ретритах такое случается постоянно. На них приходят люди без нравственной подготовки, и тишина ретрита даёт место, где могут неожиданно прорваться наружу их сожаления. Это может дать момент катарсиса, но ничего более. Если в вашей жизни есть раны, оставленные неправильным поведением, уму становится очень трудно успокаиваться, и быть действительно устойчиво памятующим и осознающим, чтобы замечать, что же на самом деле происходит и мудро направлять внимание.

Итак, принцип нравственности очень важен, — и в качестве условия для практики, и в качестве базовой тренировки памятования, осознавания и усердия. В конечном счете, вы направите эти качества на тело само по себе, или на чувства, или на состояния ума, или на умственные качества. Но чтобы прийти к этим системам отсчёта с хоть какой-то устойчивостью, вам необходимо тренировать эти качества в повседневной жизни. Поэтому не забывайте придерживать правил и следить за своим поведением. Поддерживайте осознавание, чтобы замечать, когда вы можете нарушить правила. Если вы чувствуете какое-либо искушение нарушить их, развивайте усердие, стараясь выяснить, как этого избежать.

Чаще всего проблема в том, что чуть ли не половина ума хочет нарушить правила. Так что, хоть и существует множество умений, которые Будда советует использовать для соблюдения правил, — учиться говорить «нет» жадности, говорить «нет» злобе, говорить «нет» заблуждению, — мы применяем эти наставления лишь наполовину. А потом говорим, что советы Будды не срабатывают, и поддаёмся искушению. Но настоящая проблема в том, что мы не даём наставлениям настоящей возможности сработать. И в результате такого половинчатого подхода мы остаёмся в растерянности и замешательстве. Мы сомневаемся, действительно ли Будда прав насчёт умелого поведения? Когда стараешься вести себя умело, но в результате лишь копишь напряжение, что в этом вообще умелого?

Но на самом деле вопрос в том, почему вы напрягаетесь. Может быть, ум ищет повод не придерживаться умелого поведения? Существуют способы соблюдать правила и быть совершенно расслабленным. В конце концов, ум находится в своём естественном состоянии, когда не убивает, не ворует, не ввязывается в какое-либо неумелое поведение. Так почему же от этих действий так трудно воздерживаться? А вы пытались сделать их непривлекательными для себя? Только когда вы действительно честны с собой, вы можете увидеть истину, всё сводится к этому.

Об этом часто говорил Ачан Ли, и Ачан Фуанг тоже. Мы чувствуем неуверенность, потому что недостаточно честно отслеживаем то, что делаем. Есть вещи, которые мы прячем от себя, — то, что мы сделали и не хотим признать. Мы действуем, исходя из намерений, в которых нам не нравится признаваться. Вот почему мы остаёмся в замешательстве. Единственный способ выйти из этого замешательства, — наконец признаться себе, что, — да, — мы причиняем страдание. Это основная трудность, с которой мы сталкиваемся снова и снова. Страдание продолжается, и оно связано с нашим поведением. Нужно оставить в прошлом все увёртки ума и замысловатые оправдания, которые вы находите, чтобы продолжать поведение, которое вам отчасти нравится, но вы также знаете, что оно не очень-то умело. Когда вы решаете, что с вас хватит, вот тогда вы действительно готовы к практике.

Итак, страдание вводит нас в замешательство, он оно также напоминает нам, что нам нужно выйти из замешательства. Иначе мы просто продолжим биться головами о стену страдания. Здесь приходит очередь другой реакции, — поиска. Может быть, есть какой-то способ, может быть, есть кто-то, знающий как положить конец страданию. Будда готов дать вам совет. Но только от вас зависит, когда вы будете готовы его принять.

Это перевод статьи Тханиссаро Бхиккху «Virtue Contains the Practice», входящей в сборник Meditations 6.
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии.
В остальном, права принадлежат автору оригинала.

draft — 14.02.2017

Метки: , , , , , ,
ae опубликовал в рубрике Thanissaro Bhikkhu, Медитации 6, Перевод

Follow comments via the RSS Feed | Оставить комментарий | Trackback URL

Отправить комментарий

Чтобы комментировать - авторизуйтесь.

 


Система Orphus
Следить на Facebook или Twitter
Powered by Wordpress, Theme by Shlomi Noach, openark.org